Всё о зависимостях

Алкоголизм у подростков

«Я своего ребенка знаю, с ним такого точно не произойдет!», «Как же так произошло, чего ему не хватало? Это все дурные компании!»…

Как распознать зависимость у подростка?

Школьники умеют ловко скрывать свои тайны от родителей, поэтому очевидные признаки пьянства — например, запаха алкоголя или состояния опьянения — у них редко удается обнаружить. То же самое и с наркотическим веществом. Если при курении у ребенка можно обнаружить пачку или зажигалку, то с пьянством это почти невозможно.
Поведенческие паттерны тоже определить довольно сложно. Подростки отличаются эмоциональной нестабильностью, могут вести себя непоследовательно, начинать плохо учиться или прогуливать школу без всякого алкоголя.
Но все же на некоторые особенности стоит обратить внимание.
Алкоголь — депрессант нервной системы. Он усиливает действие ГАМК — гамма-аминомасляной кислоты, главного «тормозного» нейромедиатора центральной нервной системы, который снижает нервное возбуждение.
Но на фоне частого приема этанола мозг адаптируется к постоянному «торможению»: он снижает выработку ГАМК и чувствительность ее принимающих рецепторов. И в результате противоположность «тормозной» ГАМК — «возбуждающий» нейромедиатор глутамат — начинает действовать на нервную систему более активно.
Ключевой признак зависимости — несвойственное для подростка нервное возбуждение, эмоционально-поведенческая и двигательная реактивность:
  • повышенная раздражительность и тревожность;
  • повышенная агрессивность, резкие вспышки злости;
  • трудности с концентрацией внимания, рассеянность;
  • повышенная двигательная активность, нервные однотипные движения;
  • быстрая утомляемость, беспричинная усталость;
  • нарушения сна, чаще бессонница и тревожный поверхностный сон.
Эти признаки важно оценивать в динамике: если раньше у подростка не наблюдались такие нарушения, а сейчас начали появляться и нарастают - пора задуматься.
Кроме того, родителям стоит обратить внимание на внешность подростка: серовато-бледный цвет кожи, ломкость волос и ногтей, круги под глазами. Но, опять же, это тоже косвенные признаки: их может вызвать переутомление, недостаточно сбалансированное питание, стресс и другие факторы.
Главная задача родителя — прежде всего заниматься профилактикой зависимости у ребенка, изучать и предупреждать причины ее развития. Алкоголь, наркотики, аптечные препараты — эти факторы воздействия отличаются в каждом случае, но общие предпосылки к формированию зависимости одинаковы во всех случаях.

Почему подросток начинает пить?

Когда речь заходит о зависимости у детей, мы сразу думаем о внешних факторах воздействия. Они действительно есть.
  • Часть массовой культуры. Алкоголь и другие психотропные вещества всегда выступали символом подросткового бунта. Но с алкоголем все еще опаснее: это буквально легализованный наркотик, и подросток с самого детства наблюдает вокруг себя «культуру пития»: праздники с бокалами, бутылки и стаканы в популярных кино и сериалах, упоминания алкоголя в песнях и книгах, поведение кумиров молодежи.
  • Признак «взрослости». Алкоголь также может служить для ребенка символом «взросления». Первый глоток алкоголя — в компании школьных друзей или с одобрения родителей на празднике — часто становится своеобразным ритуалом инициации: ребенок ощущает, что ему теперь позволено делать нечто «взрослое». Этот образ также могут усиливать сами родители и другие взрослые («Вот вырастешь, тогда будешь!. А сейчас нельзя»). А на фоне физиологических и социальных изменений в своей жизни подросток считает, что он уже взрослый человек.
  • Элемент развлечения. Алкоголь может быть формой развлечения, и не только из-за своего опьяняющего эффекта. Алкогольный маркетинг не стоит недооценивать: подростков привлекают яркие бутылки и банки со слабоалкогольными напитками, стильные студенты на вечеринках в рекламе пива.
Все эти внешние факторы — только вершина айсберга. Сам по себе единичный прием алкоголя не сделает ребенка зависимым: по данным исследователей, 43,4% опрошенных российских школьников 14–18 лет пробовали алкоголь, — но это не значит, что почти половина российских подростков страдает от алкоголизма.
Алкоголь — это в первую очередь психотропное вещество, инструмент изменения сознания. И алкоголизм развивается в том случае, когда этот инструмент начинает закрывать какую-то значимую для подростка потребность, которую он не может реализовать другим способом.
Из-за этого главной причиной алкоголизма становится не реклама спиртного, не «плохие фильмы», и даже не «влияние плохих компаний», — а куда более глубокие и неочевидные факторы риска:

1. Низкая самооценка и проблемы с социализацией

Социализация и чувство принадлежности к группе — одна из ключевых потребностей для подростка. Он формирует для себя ответ на вопросы «Кто я и с кем?», пытается через других людей определить свои ценности и взгляды, ищет единомышленников.
Низкая самооценка и недостаток социальных навыков могут перечеркивать этот важный этап взросления. Ребенок постоянно переживает о том, как он выглядит и ведет себя, чувствует себя неловко, боится знакомиться и общаться, пытается «подстроиться» под окружающих, чтобы заслужить внимание и принятие.
Зачастую это происходит с детьми из дисфункциональных семей с эмоционально холодными или слишком требовательными родителями: ребенок не получает безусловной родительской любви и привыкает к тому, что внимание, поддержку и хорошее отношение к себе нужно «заслуживать», учится подстраиваться под запросы других, а его самооценка полностью зависит от мнения окружающих.
И тут в жизни ребенка появляется алкоголь. Во-первых, сам прием спиртного может быть связан с низкой самооценкой: соглашаясь на выпивку с друзьями, подросток привычно пытается «подстроиться» под требования более авторитетных для него людей, жаждет принятия в группу.
А во-вторых, алкоголь может стать для такого ребенка инструментом регуляции социальной тревожности: спиртное помогает ему расслабиться, перестать тревожиться о своем виде и поведении, почувствовать себя более уверенным, активнее общаться с людьми. Так алкоголь превращается в «социальный костыль», от которого тяжело отказаться.

2. Гиперконтроль и агрессивный бунт

Сепарация от родителей — одна из ключевых задач подросткового возраста. Подросток не только начинает более активно социализироваться, он и в целом отдаляется от родителей и уходит в изучение себя: учится понимать, что ему нравится и не нравится, изучает свою эмоциональность, осознает личные границы и «прощупывает» границы других людей. Все это помогает ему формировать собственное «Я».
И если родители понимают значимость этого процесса и постепенно дают подростку больше свободного пространства и рычагов контроля над своей жизнью, признают значимость изменений — этот период проходит достаточно мягко. Ребенок экспериментирует с внешностью и стилем одежды, знакомиться с разными стилями музыки и искусства, изучает различные философские течения и субкультуры, ищет себя без угрозы для своей безопасности.
Но, увы, многие родители не хотят признавать изменения и агрессивно тормозят процессы сепарации. Пытаются контролировать каждый шаг подростка, устанавливают строжайшие запреты на изменения имиджа и прогулки с друзьями, устраивают показательные обыски личной комнаты и вещей, насмехаются над чувствами и переживаниями подростка, агрессивно указывают ему на его «детский возраст».
"Ты еще не дорос, чтоб ставить под сомнения наши требования! Сказано — делай!"
"Мы лучше знаем, что тебе нужно! Твоего мнения тут не спрашивали!"
"Ты должна выглядеть, как приличный человек! Живо смой косметику и выбрось эту юбку! И музыку эту не слушай, она на тебя плохо влияет, это все из-за нее!"
"Пока ты живешь в нашем доме, будешь жить по нашим правилам!"
В результате процесс сепарации затягивается. Здесь возможны два варианта: в первом случае родителям удается полностью подавить взросление ребенка: он становится тихим и послушным, не пытается проявлять себя, слепо следует каждому совету. Такой ребенок может столкнуться с «подростковым бунтом» уже в более взрослом возрасте или же прожить всю жизнь под подавляющим контролем родителей или других авторитетных фигур (партнера в отношениях, начальства и пр).
А во втором случае ребенок продолжает сепарироваться — но на фоне жестких ограничений выбирает куда более радикальные меры. Чтобы доказать родителям значимость своих изменений, он использует не одежду или музыку, а по-настоящему опасные «атрибуты взрослости»: нарушает правила и общественные нормы поведения, связывается с «дурными компаниями», — и начинает употреблять алкоголь, курить, пробовать наркотики.

3. Потребность в эмоциональной близости

Гиперконтроль и строгие запреты — не единственный способ «подтолкнуть» ребенка к алкоголизму.
Еще один «надежный» способ: отказать ребенку в эмоциональной близости.
Именно в родительском доме ребенок учится близким доверительным отношениям. В норме он получает от родителей безусловную любовь, принятие, внимание и поддержку. Родители помогают ему разбираться в сложных чувствах и внутренних конфликтах. Ребенок чувствует, что его переживания и потребности важны, учится доверительной близости.
Но так происходит не всегда. Некоторые родители выполняют в жизни своих детей лишь функциональную роль: кормят, одевают, следят за безопасностью, обеспечивают обучение — и искренне считают, что тем самым закрывают все потребности ребенка, или даже прививают ему стыд и вину за попытку закрыть эмоциональные потребности.
"Не лезь ко мне со своими глупостями! Я тебя кормлю и одеваю, тяжело работаю, с ног валюсь — и все из-за тебя, ради тебя! Да ты вообще знаешь, скольким мы ради тебя пожертвовали? Тебе не стыдно? Грустно ему, ты смотри…"
Многие родители подростков относятся к этому возрасту с пренебрежением: не пытаются выслушать ребенка и вникнуть в его проблемы, обесценивают чувства и переживания, насмехаются над ними, — или вовсе ругают за частные рассказы ребенка о своей жизни.
"Ой, тоже мне — проблемы! А вот у меня… А вот мы в твоем возрасте…"
"Не реви, до свадьбы заживет! У тебя еще столько этих друзей-свиданий будет!"
"Что?! Где ты была, повтори-ка еще раз?! Бесстыжая! Домашний арест на месяц!"
Потребность в эмоциональном принятии и доверительной близости от всех этих насмешек и запретов никуда не исчезает. Подросток все так же нуждается во внимании и поддержке, чувствует себя тревожно, напуганно и очень одиноко.
Это делает подростка очень уязвимым. Он пойдет на сближение с любым человеком, который будет готов его по-настоящему выслушать без осуждения и упреков, поддержать, помочь.
В поисках поддержки и принятия многие подростки попадают в токсичные отношения: со сверстниками или ребятами постарше из «плохих компаний», с абьюзивными романтическими партнерами.
Так ребенок оказывается в ловушке: он готов на все, чтобы не потерять расположение этого «близкого человека», «вписаться» в новую компанию. И если авторитетные люди пьют и убеждают подростка пить, он будет это делать.

4. Потребность в безопасности и спокойствии

С помощью алкоголя ребенок может справляться со своими чувствами и переживаниями: с повышенной тревожностью, грустью, одиночеством, стыдом и виной, безысходностью и отчаянием. Кроме того, есть и социальные факторы риска алкоголизма:
  • Завышенные требования родителей. Чрезмерные ожидания и требования от ребенка: установка «Любовь родителей нужно заслужить», гонка за оценками и медалями, плотный график обучения и дополнительных занятий, кружков и секций. В этих условиях спиртное для подростка становится тем же, чем и для взрослых алкоголиков: способом расслабиться, снизить уровень стресса, временно забыть обо всех делах и задачах.
  • Насилие. Ребенок часто сталкивается с психологическим, физическим или даже сексуальным насилием в семье и в школе. На него кричат, над ним насмехаются, его унижают, наказывают побоями, к нему пристают. В этих условиях алкоголь служит попыткой убежать от реальности, почувствовать спокойствие и безопасность в условиях, когда без алкоголя это попросту невозможно сделать — даже в родном доме, который должен быть самым безопасным для ребенка местом.
Дорогие пациенты! Если вам или вашим близким нужна помощь в преодолении зависимости — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере наркологии и психиатрии:
  • Консультации психиатров и наркологов в клинике и на дому;
  • Скорая наркологическая и психиатрическая помощь;
  • Купирование ломки, вывод из запоя, детокс;
  • Кодирование от алкоголизма и наркомании;
  • Психотерапия и медикаментозная терапия зависимости;
  • Комплексная реабилитация зависимых;
  • Психологическая поддержка родственников.
2025-04-23 09:48